Содержание
- История возникновения
- Суть движения криптоанархии
- Криптоанархия и государство
- Свобода – это не анархия
Анархия существует столько же, сколько существуют государства. Сила действия равна силе противодействия, ограничение свобод приводит к распространению и развитию движений, поддерживающих эти свободы. Прямые запреты порождают многочисленные механизмы их обхода, и если в традиционном мире или даже в мире постмодернизма борьба за идеи всегда шла через структуры, обладающие правом или возможностями выступать проводниками распространения этих идей, то с развитием интернета появились как новые возможности, так и новые идеи.
Больше не нужно быть частью системы, которая поднимет тебя наверх. Подними себя сам, а возможности и ресурсы для этого уже есть у каждого, кто хотел бы их иметь.
Павел Дуров, Эдвард Сноуден, Джулиан Ассандж — что их объединяет? Философия свободы? Или инфантильность подростка, воспринимающего любое ограничение свободы как абсолютное зло?
История возникновения
Истоки криптоанархизма следует искать в зародившемся в 1992 году движении шифропанков, а термин «криптоанархизм» впервые появился в журнале Wired в феврале 1993 года, статья называлась Crypto-Rebels (Крипто-Повстанцы) за авторством Стивена Леви.
Чуть позже Эрик Хьюз опубликовал «Манифест шифропанка», затем Тимоти Мэй развил идеи криптоанархизма в книге «Вопросы и ответы о шифропанке». Именно Мэй ввел понятие криптоанархии в широкий оборот. Его считают пионером всего движения, поскольку Мэй владел вопросом что называется изнутри, так как работал в тот момент в компании Интел. Мэй описал, как он их видел на тот момент, последствия использования шифровальных технологий обществом, частично предвосхитив идею блокчейна. Фактически Мэй призывал к созданию теневой экономики, которая должна превзойти контролируемую государством.
Позже идеи Мэя развил профессор философии Питер Лэдлоу. В своей книге «Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии» он широко использовал термин «криптоанархизм» и рассказывал об интернете и создаваемом вокруг него новом сообществе.
Суть движения криптоанархии
Итак, что же такое криптоанархизм? Если в двух словах, то его основные тезисы звучат как «шифрование и криптография должны использоваться для защиты частной жизни и личных свобод». Без этих факторов жизнь человека обесценивается, так считают криптоанархисты.
Шифрование обеспечивает человека от слежки и тотального контроля со стороны государства. Человек может и имеет право иметь для работы в сети аватар, цифровую проекцию, которую отождествляет с собственной личностью. Этот аватар имеет цифровую подпись и репутацию, которая, в свою очередь, становится ценностью такой же большой, как скажем авторитет или кредитная история в обычной жизни.
Шифрование переписки обеспечивает не только анонимность, но и возможность игнорирования законов страны, на территории которой человек проживает. Если невозможно определить его местоположение, то невозможно и определить гражданство, не так ли? Фактически проекция может быть объявлена гражданином любой страны или даже некоего «сетевого государства» со своими нормами и законами, отвечать по которым можно будет репутацией и криптовалютами.
Основные мотивы криптоанархистов, как они понимаются на текущем этапе, следующие:
- во-первых, защита от любых форм наблюдения за коммуникациями в сети;
- во-вторых, полная свобода от цензуры;
- в-третьих, уход в «криптоэкономику», которая может практически не пересекаться с реальной экономикой или даже бороться с ней.
Таким образом, идеи криптоанархии довольно привлекательны – освобождение внутреннего мира человека от цензуры, право формировать собственную шкалу ценностей и выбирать ту информацию, которая представляется важной, а не навязывается телекоммуникационными компаниями.
Но всякая свобода имеет свою цену. Только тот по-настоящему свободен, кто умеет правильно распорядиться этой свободой. Безусловно, в мире есть множество людей, уровень развития которых высок настолько, что они сами прекрасно умеют распоряжаться внутренней свободой. Но что делать тем, кто не готов к таким радикальным изменениям? Ведь именно на страже их интересов, на страже обычного среднего человека и стоит государство?
Криптоанархия и государство
2 декабря 2015 года в городке Сан-Бернардино в Калифорнии, в здании центра для людей с ограниченными способностями произошло массовое убийство. Погибло 16 человек, еще 22 получили ранения. У одного из террористов был обнаружен iPhone 5c с защитой от подбора пароля доступа. ФБР обратилось в Apple с требованием разработать специальную версию iOS, дающую возможность спецслужбам обходить блокировку при подборе паролей, однако Apple ответил отказом, объяснив, что в результате будет поставлена под угрозу безопасность пользователей.
Эта история имела долгое продолжение и до сих пор не завершена. Да и как можно завершить столкновение интересов государства и прав граждан на тайну личной жизни?
В схожей ситуации спустя некоторое время оказался разработчик Telegram Павел Дуров. После того, как Telegram был включен в реестр Роскомнадзора, ФСБ потребовала от Дурова предоставить возможность получения доступа к переписке пользователей. Дуров ответил отказом, однако ирония заключается в том, что выдать Дуров ничего бы не смог, даже если бы и согласился, поскольку по алгоритму end-to-end-шифрования, используемому в Telegram, приватные ключи создаются и хранятся на пользовательских устройствах, а администрация сервиса не имеет к ним доступа.
Дальше будет еще интереснее. На базе мессенджера появится криптовалюта, контроль над которой которой будет попросту невозможным даже при желании всех заинтересованных сторон.
Криптоанархисты об этом и говорят – мир меняется стремительно, и способы защиты информации появляются быстрее, чем государство способно на них реагировать. А раз так, то в изменившейся реальности нужны и новые формы общественного договора.
Похоже, власть делает правильные выводы. Бесполезно бороться со стихией, нужно уметь её предугадывать и предпринимать меры для того, чтобы она действовала в интересах государства.
На состоявшейся в декабре международной конференции в Сколково глава рабочей группы по оценкам риска оборота криптовалюты Госдумы Элина Сидоренко заявила о готовности государства «развязать руки» технологии блокчейн. По её словам, основная задача государства – теория общественного договора:
«Государство договаривается с нами, мы жертвуем часть своих свобод и налогов, на то, что бы государство обеспечило безопасность. Вопрос безопасности для любого правильного государства должен быть в приоритете. Всё остальное — вопрос сообщества. Общество — должно определять параметры своего прогресса. А государство должно обеспечивать гарантии этого прогресса через обеспечение безопасности».
Она предложила сообществу, пока ведутся законотворческие работы, задуматься над прикладной инфраструктурой и «оставить фантазии о новом мире без централизации на этапе формирования системы».
История учит нас – любая революция пожирает в первую очередь своих детей. Не случится ли так, что на стороне криптоанархистов выступают некие третьи силы, стремящиеся разрушить государства в своих интересах?
Свобода – это не анархия
Проведя нехитрую смысловую линию в будущее, мы легко приходим к следующей ситуации. На базе Telegram, или аналогичной системы с шифрованием конечного пользователя, создается чат или форум, или доска объявлений, на которой могут появляться сообщения типа «куплю атомную бомбу. Посредникам не беспокоить» или что-то в этом роде. Спецслужбы не смогут отследить ни покупателя, ни продавца, а смогут лишь бессильно наблюдать, как те спокойно и со знанием дела обмениваются информацией.
На очереди – создание децентрализованного интернета, появление сайтов без традиционных доменных имен, а значит, полностью свободных от цензуры и каких-либо ограничений. Цензура будет перенесена внутрь человека, и хорошо, если планка высока, а если нет?
Это слишком сложные вопросы, чтобы исходить из принципа, будто абсолютная свобода есть абсолютное добро.
Если государства будут разрушены, а юридические, финансовые, информационные границы между ними стерты, то государство не сможет исполнять свои обязанности по обеспечению безопасности. Но природа не терпит пустоты, образовавшиеся ниши будут заполнены криминалом и властью корпораций. Что такое власть криминала, мы видели в 90-х, даже 100% сетевая безопасность бессильна перед физической силой, если она установит свои порядки на улицах и в общественных местах.
Однако более вероятной станет смена власти государств на власть корпораций, которые руководствуются более простыми категориями в оценке полезности того или иного человека или явления – нормой прибыли и более ничем, а потому установят гораздо более тоталитарные законы, как только у них появится такая возможность. Смотрите американский кинематограф – в мрачных сагах скорого будущего эта тема раскрыта исчерпывающе.
Отсюда ясно – криптоанархизм важен и нужен, чтобы не давать государству забывать о правах граждан. Каждый имеет право на свободу, в том числе на свободу от вмешательства. Но реализация таких свобод возможна только в сильном государстве, которое должно иметь право и возможность ограничить свободу тем, кто покушается на свободу других.
Ценности криптомира – это тот свет, на который летим все мы. Важно не сгореть от неосторожного обращения с огнем.