За последние два года через популярную платформу для моментального обмена биткоина и других криптовалют ShapeShift было отмыто $9 млн, предположительно связанных с криминальной деятельностью. Это делает ее крупнейшей площадкой среди других 46 криптовалютных бирж, через которые в совокупности было отмыто $88,6 млн, утверждается в расследовании The Wall Street Journal.
В то время как большинство бирж базируются за пределами США, ShapeShift официально зарегистрирована в Швейцарии, однако офисы компании расположены в Колорадо. Там же проживают основатель и CEO ShapeShift Эрик Ворхес и ряд топ-менеджеров фирмы, включая главного операционного директора и директора по маркетингу.
До последнего времени главной особенностью ShapeShift являлась возможность обмена криптовалют без необходимости регистрации и предоставления каких-либо персональных данных. Эта возможность закроется 1 октября, когда состоится официальный запуск новой программы членства, предусматривающей обязательную регистрацию пользователей.
Тем не менее, как утверждает издание, пока эта лазейка была открыта, ей пользовались сполна. В качестве одного из примеров приводится случай с хакерами, стоявшими за печально известным вирусом-вымогателем Wannacry. Предполагается, что миллионы долларов в биткоинах, которые были получены от жертв вируса, были конвертированы на ShapeShift в анонимную криптовалюту Monero, после чего их следы теряются.
Для своего расследования WSJ использовал специальные программы, которые отследили движение средств с более чем 500 криптовалютных кошельков, которые, как предполагается, были связаны с инвестиционными мошенничествами, хакерами и вымогателями. Личности многих предполагаемых преступников по-прежнему не установлены либо они находятся в бегах. Некоторые из них были арестованы, а часть средств – менее $2 млн – была по всей видимости изъята полицией.
Издание также связалось с ShapeShift, предоставив компании подозрительные адреса, использовавшиеся на платформе. Как заявила директор компании по правовым вопросам Вероника Макгрегор, все они были изучены и заблокированы.
Также она отметила, что вступающие в силу 1 октября новые правила ShapeShift являются стремлением компании обезопасить себя от рисков, а следствием каких-либо действий со стороны регуляторов или правоохранительных органов
Кроме того, Вероника Макгрегор прокомментировала заявления, которые Эрик Ворхес неоднократно делал в прошлом, говоря о своей приверженности приватности пользователей. По ее словам, необходимо отделять личные взгляды Ворхеса от политики компании.
«Тот факт, что наш руководитель придерживается определенной философии, не означает, что бизнес будет управляться именно так. И он совершенно точно не поддерживает отмывание денег», — заявила Вероника Макгрегор.
Издание также считает необходимым обратить внимание на тот факт, что в сравнении с теми огромными суммами, которые отмывают банки ($2,7 млрд в день за последнее десятилетие), $9 млн у ShapeShift – это капля в океане. Разница между тем, что было отмыто через банки и криптовалютную платформу, составляет таким образом $1,97 трлн.
Напомним, ранее в отмывании денег колумбийских наркокартелей обвинялась биржа Bitfinex, однако ее представители категорически опровергли такие утверждения.