Содержание
- White paper
- Команда
- Комьюнити и информационные ресурсы
- Соответствие этапов развития дорожной карте
- Конкурирующие проекты
- Структура финансирования
- Выводы
Сразу стоит отметить, что эта статья не поможет вам стократно увеличить ваши инвестиции или наткнуться на очередной биткоин или эфириум, но она поможет правильно оценивать новые ICO и избегать вложений в проекты которые изначально являются мошенническими.
ICO-стартапов сейчас очень много, и важно уметь тщательно оценивать их до того, как решитесь инвестировать свои собственные средства. Компания Ernst & Young в своём недавнем докладе о мошенничестве вокруг первичных предложений монет написала:
Мы были в шоке от качества некоторых White Paper.
Мы расскажем вам, как оценивать некоторые из наиболее важных аспектов ICO-проектов. Это не исчерпывающий список, и перед вложением в ICO следует проявлять большую осторожность.
Важные компоненты ICO-проектов:
- white paper;
- команда;
- сообщество;
- прогресс;
- конкурирующие токены;
- структура финансирования.
White paper
White paper — это документ, в котором подробно излагаются цели и обосновывается необходимость нового криптовалютного проекта. Хороший white paper убедительно объяснит, почему нужно создать криптовалюту, какой цели она будет служить, как будет стимулировать людей к участию в создаваемой сети и как это будет реализовано.
Подозрения должны вызывать те white paper, которые недостаточно ясно объясняют необходимость создания монеты или не предоставляют подробную информацию о том, как она будет работать.
Команда
Важно знать предысторию команды, ведущей разработку проекта. Кто эти люди по профессии и обладают ли они соответствующими знаниями? Ищите их профили в LinkedIn, аккаунты в Твиттере, Medium, информацию об их прошлом и о том, как давно эти люди работают в криптовалютном пространстве.
Больший опыт в криптопространстве означает, что команда знакома со многими вещами и сможет предложить что-то новое. Если сложно найти дополнительную информацию о команде онлайн, то это, как правило, плохой признак.
Комьюнити и информационные ресурсы
У хороших проектов всегда есть сайт, на котором представлены ключевые моменты из white paper (зачем нужна монета, как идея будет осуществляться и т.д.), а также каналы связи для людей, которые следят за этим проектом (адреса электронной почты, чаты, аккаунты в Твиттере или Medium). Старается ли команда разработчиков обновлять информацию и держать своих последователей в курсе новых разработок?
Если организаторы выделяют часть средств на дальнейшие разработки на базе созданной сети, на сайте должны появиться соответствующие ресурсы и обучающие материалы для разработчиков. Если они действительно появились, следует разобраться, насколько они качественные. Для этого можно привлечь разработчиков, которые смогут оценить проект на Reddit или в Твиттере.
Соответствие этапов развития дорожной карте
Как продвигается проект? Это просто white paper или люди действительно работают над кодом? Многие из проектов используют GitHub для хранения кода и совместной работы над ним, и это хороший способ отслеживать прогресс.
У хороших проектов есть дорожная карта с будущими планами, а также записи о достигнутых целях. То есть вы можете увидеть, насколько успешно команда работает над реализацией обещаний.
Конкурирующие проекты
Возможно, предлагаемый white paper приводит убедительные аргументы в пользу создания новой криптовалюты и представляет подробности её реализации. Однако при этом в нём умалчивается, что альтернативы уже существуют.
Важно оценить правильность представленных утверждений (типа «новый подход», «уникальный способ» и т.д.), сравнивая их с уже существующими монетами. Быстрый способ сделать это — посмотреть, что предлагают 20-30 крупнейших криптовалют, и сравнить это с тем, что обещает новая монета. Вы сравниваете новое предложение с уже готовыми, доступными и хорошо себя зарекомендовавшими. Вам поможет быстрый поиск по ключевым терминам, используемым в white paper (ищем в Google и на Reddit).
Если проект признаёт, что криптовалюты с такой целью уже существуют, и обещает, что новая монета представит лучшее решение, то это тоже нужно перепроверить. Технологии развиваются, и, возможно, новая монета действительно превосходна. Однако проект должен чётко указывать на то, чем он лучше при решении определённой проблемы.
Структура финансирования
Сколько денег планирует привлечь команда и какую часть суммы она собирается удерживать? Хорошо структурированный проект будет выдавать монеты команде постепенно, по мере завершения отдельных этапов работы.
Если команда получает большое количество монет заранее, до реального финансирования, то это — плохой признак. Связь между выпуском монет и прогрессом проекта мотивирует команду к дальнейшей работе, а не просто позволяет наживаться на успешном ICO. Нужно узнать, «безлимитное» ли ваше ICO или у него есть ограничение по объёму собранных средств (hard cap).
Важно выяснить, сколько токенов будет выпущено и есть ли у компании планы по дальнейшей эмиссии. Если у команды есть возможность выпуска новых токенов, то это может «размыть» доли первоначальных инвесторов.
Выводы
Важно оценивать каждый новый ICO-проект по его достоинствам, а не по шумихе вокруг него. Учитывая перспективы технологии блокчейн, вполне вероятно, что новые ICO будут работать с замечательными командами и технологиями. Однако неизбежны плагиаторы и мошенники, поэтому стоит потратить своё время на тщательное исследование новых инвестиционных проектов.