Содержание
Бен Ли, основатель и глава цифрового агентства Neon Roots, поделился мнением о том, как обилие криптостартапов испортило рынок.
Знаменитости, промоутеры и все современные продавцы змеиного масла набросились на первичные размещения монет (ICO) в поисках легкой наживы.
Подобно IPO, первичные размещения монет позволяют финансировать создание новых цифровых валют. Telegram, облачный мессенджер, по итогам ICO может собрать более 2 млрд долларов. Некоторые проекты для привлечения инвестиций полагаются на откровенное вранье. Например, Miroskii «сделал» ведущим дизайнером Райана Гослинга (это помогло стартапу собрать около 850 тыс. долларов). Другие игроки привлекают деньги у инвесторов и исчезают, оставляя после себя лишь Whitepaper со словом «пенис».
Будучи владельцем цифрового агентства, я сталкивался со всевозможными рекламными заверениями и уловками, начиная с того, что блокчейн помогает бороться с торговлей детьми и заканчивая тем, как Ethereum и смарт- контракты произведут революцию на рынке фруктов и овощей.
И каждая новая уловка только усиливает мой скептицизм.
Большие деньги, плохие парни и куча вранья
Я не сторонник или противник блокчейна. На самом деле я стараюсь не затрагивать блокчейн и криптовалюты, выступая перед прессой. Главным образом это связано с тем, что любой криптоэксперт, не предвидевший очередного обвала, сразу превращается в дурака в криптовалютном сообществе. К трейдеру, успешно его предсказавшему, но не поделившимуся этим со своими друзьями в частном канале Slack или Telegram, отношение еще хуже.
Главная проблема криптовалютных стартапов и ICO — это плохие игроки. Будучи убежденным ангел-инвестором, я постоянно наблюдаю проекты, появляющиеся каждые 3−5 лет. Более того, на этом рынке процветают финансовые пирамиды.
Эти темные личности посещают все встречи криптовалютных энтузиастов в надежде урвать свой кусок. Только теперь они предстают в образе экспертов или гуру, носят черные водолазки и примеряют на себя роль криптопровидцев.
Проблема в следующем: большинство проектов не ведут никакой реальной деятельности. «Бен, мы недавно привлекли 20 млн долларов в ходе ICO, но не совсем готовы к дальнейшей работе. Можешь помочь нам с дизайном сайта и приложения?»
Таковы нынче будни владельца цифрового агентства.
Огромное количество рекламных слоганов, брендинг, целевые сайты-страницы и … барабанная дробь … работа над дизайном/интерфейсом приложений-пустышек, не выполняющих никакой реальной работы. Экосистема стартапов процветает с новаторами и провидцами на каждом шагу. Блокчейн может изменить мир, но для этого люди должны создавать реальные технологии, а не пускать пыль в глаза.
Криптовалюты — будущее, но они нуждаются в чистке
Я помню начало эпидемии ICO в прошлом году. Тогда все переживали по поводу нехватки специалистов. «Эй, знаешь программистов на C++? Можешь найти человека с опытом работы с токенами ERC20? Мы заплатим наличными и криптовалютой!».
Хитрость здесь в том, что большинство из этих игроков ничего не делают, кроме банального продвижения своего проекта. Другим словами, скучающие программисты на самом деле не пишут код, не выкладывают свою работу на Github или открывают исходники в соответствии с «миссией проекта».
Рынку нужна не коррекция, а основательная чистка. Она выведет из игры темных, недобросовестных участников, которых интересует только собственная нажива.
Я, например, крайне осторожно отношусь ко всем криптостартапам. Несмотря на все финансирование и опыт их основателей, меня по-прежнему поражают, сколь малая часть действительно работает над уникальными технологиями, способными изменить рынок.
Не поймите меня неправильно: за криптовалютами и блокчейном будущее. В этом нет никаких сомнений. Но прежде чем мы его увидим, должна осесть пыль, поднятая мошенниками и подделками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции