В срок до июня 2018 года министерство финансов России совместно с Центробанком РФ должно было разработать порядок регулирования криптовалют и проведения ICO, а также определить статус таких понятий как «технология распределенных реестров», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «криптовалюта», «токен» и «смарт-контракт».
22 мая законопроекты «О цифровых финансовых активах (ЦФА)», «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса (ГК) РФ», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» были одобрены в первом чтении депутатами Госдумы РФ.
Стоит отметить, что законопроект «О ЦФА» не регламентирует сделки с криптовалютами и не предусматривает их легализацию, а основное внимание в нем акцентируется на операциях с токенами, описываемыми через термин «цифровые права». В подготовленной ко второму чтению редакции проекта также отсутствуют определения майнинга и оборота существующих криптовалют. При этом в ноябре Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства из-за многочисленных недоработок законопроекта предложил вернуть его в стадию первого чтения. Очередное рассмотрение пакета законопроектов перенесено на весну 2019 года.
Насколько грамотно составлены проекты законов и какие последствия для экономики РФ может иметь отсрочка принятия крипторегулирования в стране? На эти вопросы специально для ForkLog ответили вице-президент Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) по коммуникациям Денис Рычка, председатель межведомственной рабочей группы Госдумы по регулированию рисков оборота криптовалют Элина Сидоренко, а также преподаватели программы дополнительного образования Blockchain Lawyers: партнер юридической фирмы «Зарцын, Янковский и партнеры» Роман Янковский и юрист компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Вероника Вовк.
ForkLog: Можно ли назвать документ «О ЦФА» полноценным?
Денис Рычка: По оценкам РАКИБ, вариант законопроекта, принятый в первом чтении Госдумой РФ, практически исключает возможность эффективного развития криптоиндустрии в нашей стране. На наш взгляд, в законе должно быть дано определение устоявшихся на рынке и используемых в международных бизнес-отношениях понятий «криптовалюта» и «майнинг». РАКИБ считает целесообразным признать криптовалюты платежным средством.
В законе необходимо учесть особенности налогообложения прибыли, возникающей по сделкам с криптовалютой/токенами. При проведении трейдинговых операций РАКИБ предлагает осуществлять процедуру налогообложения в точке перевода криптовалюты в фиат. Также законодательство должно ввести описание процедур KYC/AML. Закон не должен ограничивать совершение сделок напрямую между владельцами токенов и криптовалюты созданием специализированного оператора.
Роман Янковский: Вопрос «полноценности» в том, что именно должно описывать законодательство о криптовалютах. С одной стороны, есть борьба с отмыванием преступных денег. С другой – защита неопытных инвесторов и борьба с мошенниками на ICO. Эти риски государство считает достаточно значительными и старается уменьшить. А вот статус самих криптовалют пока никаких серьезных рисков не порождает, поэтому и хлопоты, связанные с их урегулированием, государству пока не нужны. В целом это, на мой взгляд, здравый и адекватный подход, соответствующий политико-правовым принципам: вначале урегулировать самые проблемные вопросы, потом, по необходимости — остальные.
ForkLog: На какую дату назначено следующее рассмотрение этого и других законопроектов?
Денис Рычка: Госдума, согласно официальному текущему графику, планирует рассмотреть законопроекты до конца января 2019 года. По нашей информации законы будут рассмотрены до конца весенней сессии.
ForkLog: Останутся ли в пакете все три законопроекта («О ЦФА», «О внесении изменений в ГК РФ», «О краудфандинге») или же что-то будет исключено или дополнено?
Денис Рычка: На данный момент парламентарии планируют рассмотреть все три законопроекта. Учитывая фрагментарный характер законопроектов, исключение перечня хотя бы одного проекта законов практически обессмысливает всю работу по подготовке законодательной базы, направленной на регулирования всего рынка в целом, а не его отдельных сегментов.
Роман Янковский: Вероятнее всего, законопроекты так или иначе будут унифицированы, прежде всего законопроекты «О цифровых финансовых активах» и «Об изменениях в ГК РФ». Однако изменения в Гражданский кодекс в любом случае придется вносить отдельным законом — это прямо предписывается п. 2.1 ст. 3 ГК РФ. Поэтому законов останется несколько.
ForkLog: Отразятся ли медвежьи настроения крипторынка на скорости принятия законопроектов?
Денис Рычка: Нет, это два не связанных друг с другом процесса. Корректировка курса криптовалют в конце 2018 года во многом привела к снижению рисков для инвесторов. Появилась возможность планировать свои инвестиции не только на спекулятивном горизонте, но и на стратегическую перспективу. На рынке остались инвесторы, имеющие долгосрочные планы, именно они заинтересованы в принятии законов.
Вероника Вовк: Думаю, что не стоит принимать решения по правовому регулированию криптовалют с оглядкой на высокую волатильность рынка. Кроме криптовалют существуют также сферы смарт-контрактов, ICO, которые также нуждаются в правовой определенности. Отчасти пакет законопроектов решает данные вопросы. Однако чем дольше законопроекты остаются на рассмотрении, тем менее стабильная ситуация для всех игроков крипторынка. В конечном итоге, может показаться, что законодатель потерял интерес к этой сфере. А это в будущем негативно отразится на настроении всего криптосообщества.
ForkLog: Как отсрочка принятия законопроектов скажется на бизнесе, инвестициях, российских трейдерах?
Денис Рычка: Президент РФ дал поручение Правительству и Центробанку обеспечить внесение в законодательство изменений, направленных на регулирование криптовалютной отрасли и цифровых технологий в срок до 1 июня 2018 года. Однако до настоящего момента законы не приняты. Более того, в случае одобрения законопроектов в предложенной редакции, принятые законы не будут способствовать привлечению инвестиционного капитала в российские стартапы, малый и средний бизнес. Принятие законов в таким виде приведет к миграции российских участников рынка в другие, более лояльные с точки зрения законодательства, юрисдикции.
За время прошедшее с момента поручения президента, российская экономика, по экспертным оценкам РАКИБ, потеряла порядка $2 млрд. Только из-за оттока средств российских майнеров за рубеж, в том числе по платежам иностранным посредникам (комиссий), бюджет Российской Федерации теряет более $300 млн в год.
Вероника Вовк: Россия — один из перспективных рынков для криптобизнеса. Но для привлечения инвестиций и крупных инвесторов на нашу территорию важна политическая и правовая стабильность в криптосфере. Необходимо помнить, что при промедлении в законодательной инициативе, капитал может направиться в другую юрисдикцию с более мягкими правилами.
ForkLog: Почему все-таки Госдума РФ столкнулась с проблемой в вопросе крипторегулирования?
Элина Сидоренко: Единственная причина — это отсутствие единого концептуального видения этой проблемы на уровне государства. Каждое министерство пытается решать свои задачи, и они не совпадают. Центральный банк стремится к максимально полному ограничению криптовалюты в виду невозможности контроля за ней, Росфинмониторинг в принципе видит возможность оборота при условии идентификации пользователей, а рынок заинтересован в том, чтобы это развивать. И эти три совершенно различных направления приводят к тому, что разрабатываются разные концепции — их уже больше семи — и сейчас они рассматриваются органами исполнительной власти. Пока мы не придем к решению основополагающих вопросов: что такое криптовалюта, каким образом можно ее контролировать и готовы ли мы контролировать все криптовалютные потоки — мы с точки не сдвинемся.
ForkLog: В сентябре Центр ЦЭФИ МГИМО, ВЭБ и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил альтернативный законопроект «О цифровых финансовых активах», который, в частности, подразумевает разделение ЦФА на цифровые ценные бумаги, криптовалюты и цифровые знаки. Как обстоят дела с его рассмотрением?
Элина Сидоренко: Он находится на обсуждении нескольких экспертных советов Госдумы РФ и рассматривается в качестве альтернативного варианта законопроекту «О ЦФА». Кроме того, глава РСПП Александр Шохин направил письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, после которого документ также был передан на рассмотрение правительства.
ForkLog: На ваш взгляд, какую роль в этой законодательной неопределенности он может сыграть?
Элина Сидоренко: Наш законопроект является своеобразной золотой серединой между диаметрально противоположными позициями. С одной стороны он дает определение криптовалюты и основных участников, с другой стороны в разумных пределах определяет идентификацию пользователей. И мы надеемся, что во времена распутья этот законопроект сможет занять достойное место в рамках существующих дискуссий.
Но в любом случае уже есть рекомендации FATF, согласно которым каждая страна в течение 2019 года должна ввести законодательство, регулирующее оборот криптовалют, и этот оборот должен быть близок к обороту денежных средств или платежных инструментов. Именно поэтому в октябре 2018 года FATF выпустила заявление, что в отсутствие специального законодательства во внимание должны приниматься традиционные рекомендации FATF относительно контроля за финансовыми потоками. Это очень важный показатель, говорящий о том, что криптовалюта все ближе подбирается к деньгам, и если будет регулирование, то будет оно исключительно такое.