Блокчейн — это не только биткоин. Да, эта технология приобрела известность благодаря первой и крупнейшей криптовалюте, но, судя по всему, она может сыграть важную роль в трансформации многих видов бизнеса, где товары перемещаются по логистическим цепочкам того или иного рода.
Сегодня Wal-Mart (NYSE: WMT) уже начинает использовать распределенный реестр для управления цепочкой поставок манго, ягод и еще нескольких десятков продуктов. Система, построенная в партнерстве с IBM (NYSE: IBM), поможет компании отслеживать товары плохого качества до точки производства.
В прошлом году British Airways протестировала блокчейн в качестве хранилища данных о рейсах между Лондоном, Женевой и Майами. Компания стремилась исключить появление разной информации в разных местах — бывает, что на табло в аэропорту показывают одно, на сайте авиакомпании другое, а в приложении на телефоне пользователя третье.
Дэвид Щацки, управляющий директор компании Deloitte, анализирующий новые технологии, говорит, что компании, которым приходится перемещать людей и товары в рамках логистических цепочек, видят в блокчейне большой потенциал из-за его простоты и безопасности, а распродажа на рынке криптовалют их не смущает. Эта технология позволяет записывать информацию, поставляемую разными участниками процесса, поддерживая последовательность событий.
Шацки говорит:
«Сегодня мы не представляем себе жизни без мобильного телефона, а уже через несколько лет каждый из нас будет участвовать в одной или нескольких реализациях блокчейна — просто потому, что это эффективное и дешевое решение».
Ожидается, что в этом году расходы корпораций на программное обеспечение, основанное на блокчейне, достигнут 2,1 млрд долларов — в прошлом году, по данным компании IDC, они составили 945 млн долларов. Основной рост затрат придется на логистические, розничные и производственные компании.
Морис Дженкинс, директор по информационным системам и телекоммуникациям аэропорта Майами, говорит, что блокчейн будет очень полезен в их бизнесе. Распределенный реестр позволит участникам добавлять блоки информации после того, как каждая сторона прогонит алгоритмы для оценки предлагаемой транзакции. Если стороны согласны с корректностью транзакции, а идентификационная информация соответствует истории блокчейна и правилам, заданным участниками, транзакция будет утверждена, снабжена временной меткой и записана в виде блока.
Зашифрованные и неизменяемые данные — это очень актуально для системы с несколькими участниками.
Кевин О’Салливан, ведущий инженер SITA, компании, разрабатывающей информационные системы для авиации, и координатор эксперимента, говорит:
«Аэропорты и авиакомпании и сейчас обмениваются данными, но часто информация поступает от нескольких организаций одновременно, причем каждая из них обновляет собственную базу данных по собственному расписанию, и отдельные копии оказываются рассинхронизированы — это серьезная проблема».
В ходе прошлогоднего эксперимента British Airways, London Heathrow, Международный аэропорт Женевы и Международный аэропорт Майами практически непрерывно поставляли в блокчейн каждый свои данные, и, как говорит Дженкинс, «результатом стала единая и корректная копия обобщенных данных».
Дженкинс рассчитывает на продолжение тестирования блокчейна, поскольку он может стать решением проблемы роста — по его словам, в ближайшие 20 лет в мире ожидается удвоение количества пассажиров, их количество может дойти до 7,8 млрд человек в год. В 2017 через аэропорт Майами прошли более 44 млн пассажиров.
Устранение расхождений в данных авиакомпаний, аэропортов и пассажиров позволило бы оптимизировать движение людей, говорит Дженкинс.
В Wal-Mart в этом году блокчейн будет хранить данные о цепочках поставок около 30 продуктов — розничная сеть уже в течение нескольких месяцев тестировала технологию на плодах манго, перемещающихся между США, Мексикой и некоторыми странами Южной Америки.
После того как манго сорвали с дерева, оно делает много остановок по дороге к прилавку магазина: ферма, упаковочный цех и так далее. Все сотрудники используют мобильное приложение от Wal-Mart, регистрируя в нем дату и место сбора урожая, а также фотографию фрукта, и все это сохраняется в блокчейне корпорации.
Фрэнк Яннанс, глава отдела безопасности пищевых продуктов, говорит, что такая реализация проще, чем ворох из штрих-кодов, сканеров, бумажных форм и отдельных баз данных, которые в Wal-Mart использовали раньше.
Во время моделирования отзыва продукта с прилавка команда Йяннаса проследила происхождение пакета с нарезанным манго за 2,2 секунды, а в старых системах Wal-Mart на такое затрачивалось 6 дней, 18 часов и 26 минут.
Он объясняет, что от скорости и точности этой процедуры многое зависит, поскольку до получения результатов отслеживания работники вынуждены снимать всю партию с полок. Также, по его словам, технология поможет предотвратить отравления и гибель людей. Он говорит:
«Мы очень хотим доверять цепочке поставок, особенно в условиях кризиса».