Содержание
Популярность криптовалют и возможность создавать собственные виртуальные токены привлекает множество пользователей по всему миру. И то, что особенности виртуальных денег начнут использовать в качестве первичного инструмента инвестиций, было лишь вопросом времени.
Однако при этом рынок первичного размещения монет по-прежнему неупорядочен, а отличить правильный ICO-проект от обычного хайпа не всегда бывает возможным.
Что такое ICO
ICO (Inintial Coin Offering) – это проект по первичному размещению криптовалюты. Команда разработчиков проекта выставляет на публичный аукцион некоторые количество собственных виртуальных монет (токенов) и продаёт их либо за биткоины, либо за доллары, рубли и прочие виды фиатных денег. В итоге таким образом разработчики привлекают в свой стартап необходимые инвестиции для развития, а инвесторы получают возможность заработать в будущем.
По своей сути ICO является одной из форм краудфандинга, то есть способом сбора средств под какую-либо разработку: игру, программу или полезное изобретение. Таким образом, разработчики получают инвестиции, чтобы довести его до стадии релиза, вложить деньги в рекламу и маркетинг, чтобы пополнить резервный фонд и т.д.
Тем не менее, краудфандинг обычно лишь помогает заинтересованным получить готовый продукт. Благодаря ICO вкладчики также надеются получить прибыль. Каким образом можно её извлекать?
- Перепродажа токенов после того, как стартап «выстрелит» и начнёт приносить доход;
- Получение услуг, товаров проекта по более низкой цене в дальнейшем;
- Поддержка интересного для себя проекта, который поможет развивать собственный бизнес.
Первый полноценный ICO-проект был проведен в 2013 году. Им стало создание криптовалюты Mastercoin, и для его реализации удалось привлечь $5 миллионов.
В 2017 году начался настоящий бум на ICO. Согласно статистике, при помощи первичного размещения монет было привлечено около $180 млн. против $106 млн. в 2016 году. Перспективы у этого рынка значительно шире, нежели у обычного краудфандинга, поскольку он позволяет не просто получить товар, но еще и заработать на его производстве.
Однако вместе с тем ICO проекты всё ещё остаются чрезвычайно рискованным мероприятием.
Инвестиции в ICO: что нужно знать
Прежде всего, перед тем как задуматься над вложением в ICO, следует уяснить, что подобные проекты не регулируются законодательством. Не разработано никакой нормативной базы, которая бы регулировала рынок первичного размещения монет.
Отсюда – громадное количество бредовых, неэффективных и попросту мошеннических стартапов в этой сфере. И тем не менее, как отмечают эксперты, люди под влиянием моды склонны вкладывать в такие проекты деньги.
Не так давно в сети возник шуточный стартап Useless Ethereum Token. Авторы, как видим, честно предупредили в названии о бесполезности своей монеты. В описании к проекту они указали, что монету «можно держать на кошельке или передавать». И, собственно, на этом все функции её заканчивались. Так вот этот шуточный проект, который честно предупреждает о своей бесполезности, умудрился собрать почти $100 тысяч.
Итак, каким образом отличить обычный хайп-проект от действительно качественного ICO? Здесь всё в первую очередь зависит от личности инвесторов. Во-первых, они не должны быть анонимными, во-вторых, известными в блокчейн-сообществе. Наконец, компания, которую они представляют, должна полностью пройти процедуру due intelligence – то есть предоставить все объективные данные по своему проекту.
- Обоснованность проекта и необходимость выхода на ICO – это первое, что должны доказать владельцы потенциальным инвесторам;
- Обратная связь. Представители компании должны регулярно отчитываться перед вкладчиками о ходе проекта, вести с ними диалог и делиться всеми планами по развитию;
- Часть технологий – например, протокол транзакций – должны быть реализованы ещё до сбора денег;
- Сумма, которую планируется привлечь. Владельцы ICO должны подготовить обоснование, какая сумма им требуется и на какие цели пойдёт;
- У команды в распоряжении должно быть 10-50% токенов, которые она не будет распродавать в ближайшие три года.
Вообще, пожалуй, ключевым признаком качественного ICO является внятный ответ на вопрос: зачем нужен этот проект? Какую роль в его развитии сыграет децентрализация и сможет ли он конкурировать со своими централизованными аналогами.
Роль экспертов при формировании рынка ICO
В целом, можно сказать, что в нынешнее время и в отсутствие законодательного регулирования, рынок ICO нуждается в техническом сопровождении. Именно эксперты должны проводить первоначальную оценку проектов, взвешивать все необходимые риски при выходе на первичное размещение монет. У многих стартапов есть потенциал, однако, он остаётся нереализованным из-за недопонимания разработчиков и дело оборачивается очередным пузырём.
Также роль экспертов важна не только при аудите рынка, но и при независимой оценке, посредничестве в тех или иных стартапах. Наличие третьей стороны всегда выступает гарантом при совершении сделок между инвесторами и стартаперами.