Содержание
Директор по маркетингу одного из крупнейших криптовалютных банков Wirex Гебриэл Шоу уверен, что ICO-рейтинги вещь крайне неоднозначная и доверять им нужно с большой осторожностью.
Начало ICO-проектов
Ещё каких-то два года назад крипторынок ничего не знал о таких вещах как первичное предложение монет, «токенсейл» или «крауд-инвестирование». Но в 2017 году случился настоящий бум ICO – по сути краудфандинга, но с предложением монет в расчете на их быстрый рост. В итоге весь крипторынок охватила хайповая лихорадка, а стартапы, использующие эту модель, сумели привлечь в общей сложности более $5,5 млрд.
Большинство из этих проектов никогда не взлетят, а некоторые и вовсе не ставили такой цели. Это было понятно сразу, но факт остается фактом: ICO – это прекрасно поле для мошенничества. Мы ещё неоднократно услышим об исчезнувших основателях ICO-стартапов, об их арестах и судебных тяжбах, о разных непреодолимых трудностях на пути реализации их проектов и т.д. Но инвесторов, похоже, всё это совсем не пугает. Уже в январе-феврале 2018 года ICO привлекли более $1 млрд. – пятую часть всех заработанных за прошлый год денег.
В итоге рынку приходится вырабатывать новые правила противодействия мошенничеству – в частности, при помощи рейтинговых агентств, специализирующихся на оценке ICO. Пионером в этой отрасли стал ICORating, появившийся в начале 2017 года. В Рунете первым рейтинговым агентством был DigRate.
Однако рейтинги данного ресурса грешат несколькими неприятными моментами:
- Малое количество отчетов и информации о стартапах;
- Слабая методология исследований;
- Формальный подход к ICO-стартапам
Аудитория не слишком склонна доверять рейтинговым агентствам в целом, а в сфере криптовалют и подавно. Как показывает практика, в мировом финансовом кризисе 2008 года не последнюю роль сыграли именно рейтинговые агентства, которые выдавали позитивные оценки откровенно раздутым активам.
Вторая причина для недоверия, разумеется, возможная монетизация на волне хайпа. Что нужно делать стартапу для успешной продажи своих монет? Конечно, заявить о себе через какой-либо независимый рейтинг. Достоверных фактов сговора между ICO и рейтинговым агентством вам никто не предоставит, как и гарантий. Как быть в этом случае?
Участники рынка сейчас активно ищут выход из этой ситуации. И заключается он — в обмене информацией через современные мессенджеры.
Рейтинги ICO + Telegram
Весь 2017 год криптосообщество постепенно мигрировало с форумов и блог-платформ в каналы Telegram. Это сейчас основная площадка для общения коммьюнити. Сюда же стремятся ради обратной связи с аудиторией все команды стартапов, выходящих на ICO.
Кроме того, свои телеграм-сообщества создают аналитики, трейдеры и другие профессионалы рынка. Они формируют своего рода пул лояльных инвесторов, чье мнение можно воспринимать в качестве рекомендации для вложения средств.
Некоторые из этих каналов уже сейчас занимаются формированием ICO-рейтингов, в частности:
В сущности, между группами каналов нет особой разницы – все зависит от степени доверия аудитории. Это можно объяснить тем, что большая часть телеграм-каналов создается с целью информирования, а не ради быстрой прибыли.
Подписчики трейдерских каналов могли убедиться на практике в качестве советов и рекомендаций, получив от них определенную прибыль.
Абсолютного доверия к ICO не бывает
Большая часть телеграм-каналов страдает от некачественной или поверхностной аналитики. Поэтому рейтинговые компании сталкиваются с одними и теми же трудностями:
- Нехватка квалифицированных кадров;
- Неразвитость рынка;
- Разрозненная статистика
Справиться с задачей качественного рейтингования ICO смогут, пожалуй, только признанные международные бренды, вроде рейтинговой корпорации Fitch Ratings Inc. или аналитического агентства Bloomberg.
Методология составления рейтингов в данный момент, как правило, не скрывается авторами. От этого напрямую зависит доверие к агентству, но в то же время разобраться в методике непосвященному довольно сложно. К тому же можно легко потеряться среди огромного количества предложений.
Доходы рейтинговые телеграм-каналы черпают в основном из рекламы, а также получая доход от создания пула инвесторов при закрытых раундах токенсейла. В среднем порог входа в такие проекты начинается от 100 ETH. Здесь инвесторы, организуясь в пул, пользуются тактикой совместных покупок, а потом распределяют токены согласно своему проценту вложения.
Таким образом инвесторы получают гораздо больше прибыли, нежели при самостоятельном инвестировании на основном этапе ICO, либо даже pre-ICO на общих основаниях.
Подозрения в монетизации таких услуг всегда обоснованы. Однако же криптоинвесторам все равно нужно на что-то ориентироваться при вложении в ICO. Рейтинги можно воспринимать не как руководство к действию для новичков, но внятный сигнал для того, чтобы присмотреться к проекту.