Содержание
Многие центральные банки десятилетиями не могут выработать предсказуемую денежно-кредитную политику, и эта неопределенность довольно дорого обходится экономике. Рассказываем, как это можно изменить, если использовать то, что предлагает блокчейн.
Вскоре после того как Рональд Рейган стал президентом США, бывший председатель ФРС Артур Бернс посетил действующего председателя Пола Волкера. Бернс пришел с предупреждением: советники новоизбранного президента во главе с Милтоном Фридманом хотят заменить председателя ФРС компьютером. Волкер выступил против идеи о том, что сложная финансовая система должна управляться простыми, механическими правилами, и она не прижилась.
Что не так с ФРС
Прошли десятилетия, однако ФРС по-прежнему остается излишне непредсказуемой. Ее новое руководство должно задуматься над способами интеграции последних технических достижений, чтобы сделать денежно-кредитную политику центрального банка более предсказуемой.
Идея не слишком радикальная: Милтон Фридман и другие экономисты давно высказывались за уверенность, возникающую вместе с прозрачными и конкретными правилами. Его «правило К-процентов» предписывало ежегодно увеличивать денежную массу на определенный процент независимо от политики центрального банка и правительства.
Технологические инновации, такие как блокчейн и смарт-контракты, приближают видение Фридмана к реализации. Биткоин (Bitcoin), самая успешная криптовалюта, работает на децентрализованном блокчейне. В нее встроен определенный уровень инфляции (генерации новых монет), и он не изменится до тех пор, пока с этим не согласится большая часть сети. Всего будет выпущено 21 млн биткоинов; примерно каждые четыре года уровень инфляции снижается вдвое. Условия заложены в правила сети, и их очень сложно изменить после начала ее работы.
Чем может помочь биткоин, чтобы снизить издержки
Страны, заинтересованные в проведении пассивной денежно-кредитной политики, могут воспользоваться опытом биткоина. Такая политика будет обладать некоторым преимуществами пассивного инвестирования. Индексные фонды экономят инвесторам большие суммы на издержках и комиссиях. У ФРС и других центральных банков есть собственные довольно значительные издержки, которые отражаются в бюджете. Однако гораздо дороже экономике обходится неопределенность. Из-за непредсказуемости политики компании откладывают инвестиции, усложняется долгосрочное планирование.
Защитники статуса-кво предупреждают, что было бы опасно ориентировать экономику на конкретный путь, учитывая непредсказуемость будущего. Решение этой проблемы простое: достаточно предусмотреть меры, позволяющие его корректировать при выходе определенных параметров за рамки. Количественное смягчение, если власти сочтут его необходимым, можно запрограммировать заранее. В этом случае при падении стоимости определенных активов ниже заданного уровня их сможет покупать центральный банк.
Какими бы ни были предпосылки для введения пассивной денежно-кредитной политики в США, они намного сильнее в случае государств с исторически нестабильной финансовой политикой. Такие страны, как Аргентина и Зимбабве, должны изучить возможность привязки своей монетарной политики к блокчейну с помощью смарт-контрактов для реализации определенных правил. В отличие от экономически более влиятельных стран гибкость контрциклической денежно-кредитной политики малых стран не должна учитываться при принятии решения о переходе к пассивному управлению.
Прекрасной аналогией для отказа от центральных банков служит нынешняя тенденция перехода от неэффективных управляющих к индексным фондам. Никто не станет отрицать, что многие активные управляющие не оправдывают своего высокого вознаграждения — будь то бонусы или бюджеты.