Российская экономика в 2018 году может потерять $1–1,5 млрд, которые привлекут на первичных размещениях монет (ICO) проекты с российскими корнями. Такие данные приводятся в проекте доклада Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) о мерах «по достижению лидирующего положения России в сфере блокчейн-технологий». Как сообщает «Коммерсантъ», в срок до 1 июля доклад будет направлен президенту РФ Владимиру Путину.
Специалисты РАКИБ констатируют, что средства, привлекаемые через ICO, все чаще перенаправляются в другие юрисдикции и обходят стороной российскую экономику. При этом на российские проекты приходится около 10% мирового рынка ICO, который в 2018 году достигнет $10–15 млрд.
По оценке РАКИБ, сейчас в России более 75 тысяч майнинг-предприятий, более 50 тысяч блокчейн-разработчиков, а всего в этой экономике задействованы 2,5 млн человек, включая держателей криптовалюты, майнеров и команды, организующие ICO-проекты. Отметим, что еще в декабре число специалистов в криптоиндустрии не превышало 1,5 млн человек.
«Дух поручений и публичных высказываний президента не содержит агрессивной запретительной риторики в отношении цифровых инвестиций и активов. А проекты федеральных законов о регулировании криптовалютного рынка свидетельствуют об озабоченности Минфина и Центробанка социальной компонентой проблемы криптовалют, защитой от возможных рисков и потерь», — говорится в проекте доклада.
Однако, по мнению экспертов, законодательное регулирование ICO в России идет не в том ключе, в котором это необходимо отрасли.
«Пока инициативы направлены не столько на то, чтобы закрепить в юридическом поле понятия ICO и блокчейн-технологий, сколько на то, чтобы обязать платить налоги с этой деятельности», — отмечает руководитель АНО «Право роботов» Никита Куликов.
Это, в свою очередь, провоцирует инвесторов и представителей криптосообщества искать юрисдикции с наиболее комфортными условиями, что грозит очередной волной оттока специалистов из сферы высоких технологий.
«Подавляющее большинство проектов с российскими корнями регистрируется в офшорах или юрисдикциях тех стран, которые ввели льготные условия такой деятельности для иностранцев: Сингапура, Кипра, Эстонии. Иными словами, экономика страны сейчас «ничего не теряет, но и не приобретает» от таких проектов», — добавляет Никита Куликов.
Напомним, по данным РАКИБ, в 2017 году из-за отсутствия в России законодательной базы для регулирования ICO стартапы были вынуждены организовывать их в зарубежных юрисдикциях. В результате этого потери российской экономики достигли 18 млрд рублей, еще 3,5 млрд рублей в этот период госбюджет недополучил в виде налоговых поступлений. Между тем, четверть из анонсированных российских стартапов развалились еще до запуска ICO из-за внутренних проблем и несостоятельности проекта в целом.